Вторник, 26.09.2017, 23:00
Меню сайта
Категории раздела
ВП. Плюс, № 6, 2014 [2]
ВП. Документ, № 6, 2014 [1]
ВП. Плюс, № 5, 2014 [1]
ВП. Документ, № 5, 2014 [1]
ВП. Плюс, № 4, 2014 [3]
Скоро...
№ 9/10, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Ваше Право, 2014 » ВП. Плюс, № 4, 2014

ВНЕ ОЧЕРЕДИ ОЗНАЧАЕТ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО

Отсутствие жилья — не основание для отказа

Жилищная проблема постоянно присутствует в работе региональных уполномоченных по правам человека. При этом она, по общему признанию, была и остается одной из наиболее острых, актуальных и трудноразрешимых. Ситуация в муниципальных образованиях Калужской области — характерный тому пример.


Напомним, что одним из результатов административной реформы стало отнесение к полномочиям органов местного самоуправления обеспечения малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, а также граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. А средств на реализацию этих полномочий в полном объеме у органов местного самоуправления в большинстве случаев нет.

При этом есть категории граждан, которым жилые помещения должны предоставляться вне очереди. Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

— гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ);

— гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

В связи с этим к уполномоченному по правам человека в Калужской области Юрию Ивановичу Зельникову продолжают поступать жалобы граждан, связанные с нарушением органами местного самоуправления их права на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

И чтобы помочь жителям области в защите их прав, уполномоченному приходится обращаться в суд. Так, в направленной омбудсмену жалобе гражданин М. сообщил, что вместе с сыном проживает в Калуге на съемной квартире, собственного жилья они не имеют.

Сын заявителя — инвалид, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 (далее — Перечень № 378), дает право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, это закреплено и в пункте 3 час-ти 2 статьи 57 ЖК РФ.

М. и его сын А. были признаны нуждающимися и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В связи с наличием права на получение жилья вне очереди они включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

М. неоднократно обращался в Городскую управу города Калуги с просьбой предоставить положенное по закону жилое помещение, но получал отказ, который чиновники мотивировали отсутствием свободных жилых помещений, наличием других граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди. Это не просто отговорка, скорее всего, так и есть. И свободные жилые помещения отсутствуют, и других льготников-внеочередников в избытке. Тем не менее, как указывал Верховный Суд РФ в своих решениях, все это — проблемы местных властей, которые обязаны их решать (находить средства на приобретение жилья для льготников, двигать очередь, а не оправдывать свое бездействие.

На этом основана и правовая позиция калужского омбудсмена: отказывая в предоставлении жилья, чиновники не учли, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

То есть отказ чиновников в предоставлении жилья — незаконен.

В целях защиты нарушенных жилищных прав М. и его сына А. по поручению уполномоченного специалист его аппарата Сергей Гурченков подготовил исковое заявление в суд с требованием обязать Городскую управу города Калуги предоставить им жилье по договору социального найма вне очереди.

Решением Калужского районного суда, вступившим в законную силу, исковые требования удовлетворены.

С нарушением права на получение жилья вне очереди со стороны Городской управы города Калуги столкнулась и семья другой заявительницы — А.

Обратившись к уполномоченному, А. сообщила, что проживает в Калуге вместе со своей дочерью Ю. и внучкой К.

Жилое помещение, в котором семья А. проживает на условиях социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции.

Семья А. в составе трех человек в установленном законом порядке признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и наличием в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.

А. обращалась в Городскую управу города Калуги с просьбой предоставить ее семье на условиях социального найма жилое помещение во внеочередном порядке, но получала отказ. Ей сообщали, что жилое помещение ее семье будет предоставлено в соответствии с установленной очередностью.

Устав от бесплодных хлопот, А. обратилась к уполномоченному по правам человека Юрию Зельникову.

Рассмотрев обращение А., калужский омбудсмен пришел к выводу, что имеют место нарушения жилищных прав семьи А.

Для защиты прав семьи заявительницы по поручению уполномоченного специалист его аппарата Сергей Гурченков подготовил исковое заявление в суд с требованием обязать Городскую управу города Калуги предоставить семье А. положенное по закону жилье и представлял интересы истцов в суде.

Калужский районный суд своим решением удовлетворил исковые требования.

Материалы полосы подготовила Н. ВОЛЧОК

Категория: ВП. Плюс, № 4, 2014 | Добавил: Редакция (12.02.2014)
Просмотров: 5231 | Рейтинг: 2.0/1

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz