Пятница, 24.11.2017, 23:29
Меню сайта
Категории раздела
ВП. Плюс, № 6, 2014 [2]
ВП. Документ, № 6, 2014 [1]
ВП. Плюс, № 5, 2014 [1]
ВП. Документ, № 5, 2014 [1]
ВП. Плюс, № 4, 2014 [3]
Скоро...
№ 11/12, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Ваше Право, 2014 » ВП. Плюс, № 4, 2014

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Соцуслуги бесплатно, адресно и по потребностям

Представляя членам Совета Федерации принятый Государственной Думой 28 декабря 2013 года Федеральный закон № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко подчеркнул, что речь идет о формировании единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в сфере социального обслуживания.


По словам заместителя министра, новый документ устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Ключевым нововведением Федерального закона А. Вовченко назвал применение индивидуального подхода к каждому нуждающемуся в социальной помощи. Каждый гражданин будет располагать индивидуальной программой — это документ, в котором будут указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Суть социального сопровождения — а это совершенно новое в законодательстве и в практике понятие — в том, что социальные работники отныне должны будут оказывать помощь и содействие пожилым людям в получении самых разных необходимых услуг: медицинских, правовых, образовательных и так далее. То есть теперь соцзащита должна будет отвечать за весь спектр соприкосновения пожилых людей с различными сферами жизни. Это предполагает большой объем работы.

Нововведением признается и то, что в документе применяется адресный подход к оказанию социальных услуг, а также к получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей. В соответствии с правовым актом будут предоставляться следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и другие.

Еще одно нововведение — в соответствии с законом социальные услуги будут предоставляться бесплатно, если среднедушевой доход их получателя ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в регионе. В отличие от действующих норм, в соответствии с которыми бесплатные социальные услуги получают только те, чей доход ниже прожиточного минимума. Таким образом, как утверждают авторы закона, документ позволит увеличить количество людей, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно.

Новый закон предусматривает также возможность выбора человеком учреждения, в котором ему могут оказываться услуги. В случае выбора негосударственной организации государство будет возмещать стоимость затрат в рамках тарифа на социальную услугу.

В Совете Федерации обсуждалось главным образом то, какие блага действие нового закона сулит при благоприятном стечении обстоятельств получателям социальных услуг. Однако помимо получателей услуг в нововведениях, или, как еще говорят, в модернизации социального обслуживания, заинтересованы еще и поставщики социальных услуг. А это самые разные категории — работники социальных учреждений, члены разнообразных НКО и бизнесмены от соцобслуживания. Перспективы поставщиков услуг в связи с новым законом обсуждали в другой аудитории — на V Гайдаровском форуме. По словам выступавшего и там замглавы Минтруда России Алексея Вовченко, в России основная часть учреждений социального обслуживания — это 7202 учреждения — находится в ведении региональных органов власти. И только 78 учреждений, или 1,1 процента, являются негосударственными. А в соответствии с госпрограммой “Социальная поддержка граждан” к 2018 году доля негосударственного сектора должна вырасти до 10 процентов. Необходимость разгосударствления социального обслуживания обусловлена в том числе и тем, что, по словам замминистра, увеличивается количество людей, стоящих в очереди за предоставлением социальных услуг. Вместе с тем в министерстве отдают себе отчет в том, что эта сфера непривлекательна для частного бизнеса.

Бизнесу нужны длительные по времени инвестиции, достаточно надежные гарантии поддержания спроса на социальные услуги. У частного поставщика услуг должна быть уверенность, что цена, которую государство платит за услугу, будет отвечать его расходам и, более того, обеспечивать прибыль.

Поэтому в числе ключевых направлений деятельности отраслевого министерства — выработка новых правил функционирования социальной сферы, развитие конкуренции на рынке социальных услуг, внедрение механизмов государственно-частного партнерства.

Минтруда России совместно с другими министерствами и ведомствами в настоящее время прорабатываются механизмы привлечения предпринимателей в сферу социального обслуживания. Речь идет о субсидировании процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, предоставлении дополнительных налоговых льгот.

В экспертном сообществе в целом поддерживают разгосударствление сферы социальных услуг и согласны с тем, что это необходимо делать, в том числе и ради конкуренции в социальной сфере. Но при этом призывают к осторожности и осмотрительности. Надо определить сферы, в которых должны работать компании, к тому же они должны оказывать только самые необходимые социальные услуги. Также, по мнению экспертов, должна быть ограничена стоимость оказываемых услуг. Например, если бизнес организует частный дом престарелых и стоимость проживания в таком учреждении будет составлять миллион рублей в год, то на каком основании освобождать их прибыли от налогов? Пока в Минтруда такие нюансы никак не комментируют и обещают только обнулить налоги для бизнесментов, оказывающих социальные услуги.

Кроме того, в министерстве обещают в ближайшее время смягчить требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) в отношении стационарных учреждений социального обслуживания. Уже согласованы с Роспотребнадзором изменения в СанПиН, которые связаны с оказанием услуг по ведению соцобслуживания пожилых людей, инвалидов, Роспотребнадзор согласился с тем, что избыточны нормы, связанные с метражом, с требованиями к комнатам для просмотра телепрограмм, физкультурным залам и так далее. Эти дополнительные требования были определенным барьером для вступления в этот бизнес негосударственных структур.

В рамках модернизации системы социального обслуживания и в дополнение к базовому закону готовится еще один документ, связанный с организацией и деятельностью попечительских советов в социальных учреждениях.

Главная задача попечительских советов, вопреки сложившемуся уже представлению, это не привлечение в социальную сферу спонсорских денег, а общественный контроль за расходованием бюджетных средств, оценка качества услуг. Совет не будет органом управления организацией, но участвовать в управлении, в принятии важнейших решений обязательно будет.

Н. ЛЕСЕНЧУК

Категория: ВП. Плюс, № 4, 2014 | Добавил: Редакция (12.02.2014)
Просмотров: 1689 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz