Вторник, 26.09.2017, 01:27
Меню сайта
Категории раздела
№ 24, 2013 год [1]
№ 23, 2013 год [1]
№ 15, 2013 год [2]
№ 14, 2013 год [3]
№ 13, 2013 год [3]
№ 11, 2013 год [2]
№ 10, 2013 год [3]
№ 8, 2013 год [2]
№ 5, 2013 год [3]
№ 4, 2013 год [3]
№ 3, 2013 год [3]
№ 2, 2013 год [4]
№ 1, 2013 год [3]
Скоро...
№ 9/10, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » ВП. Плюс, 2013 » № 23, 2013 год

ДА БУДЕТ СВЕТ?

Социальная норма — электричество в квартирах включат только по праздникам


В последнее время только и говорят о введении социальных норм на потребление энергии (газа, воды, света) для домашних нужд. Первой статьей, которой коснется эта новая категория “прожиточного минимума”, станет электроэнергия.


Как миролюбиво поясняет заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий КОЗАК, курирующий жилищно-коммунальное хозяйство, в пределах социальной нормы потребления тарифы должны быть снижены, а за ее пределами — несколько повышены. То есть размер трат на электроэнергию будет зависеть от самих потребителей. Если они, скажем, вместо электроплиты и нагревателей станут использовать печку-буржуйку и с ее помощью готовить еду и греться, то их расходы на электричество будут сведены к минимуму. А если они прикупят в хозяйственном магазине свечи и заменят ими электролампы освещения, то платить им практически ничего не придется.

Впрочем, те, кто придумал такую “экономию”, уверяют, что до подобных крайностей дело не дойдет. Потому что, как следует из слов председателя правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Натальи НЕВМЕРЖИЦКОЙ, потребление сверх нормы будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, покрывающему все издержки, связанные с производством и доставкой электроэнергии гражданам. И вообще она уверяет, что расчет социальной нормы будет в первую очередь зависеть от численного состава семьи.

Вот только понять ее слова трудно. Чем больше семья, тем больше платишь? Или наоборот? Что-то не верится в то, что чиновники проявят снисхождение. Тем более что устанавливать норму потребления для бытовых потребителей будут губернаторы. Но, думается, с учетом указки сверху.

Пока, успокаивают разработчики нововведения, планируется, чтобы в коридор с щадящими тарифами попадало более 70% населения. Остальным 30% домохозяйств придется либо задуматься об энергосбережении, либо платить по повышенной ставке. Кстати, чиновники уверяют, что эти 30 процентов как раз составляют люди с солидными доходами.

В первый год тариф за сверхнормативное потребление якобы будет не более чем на 30% выше, чем в пределах соцнормы. А дальше? Дальше начнется рост и не особо бережливые граждане смогут в буквальном смысле слова “вылететь в трубу” — ведь платить за киловатты придется по рыночным ценам. А рынок — понятие непостоянное: сегодня он дешевеет, завтра дорожает.

Напомним, что комплекс мер по переходу на дифференцированные тарифы для населения правительство утвердило еще в сентябре 2012 года (Распоряжение Правительства РФ № 1650-р “Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации”). С 1 сентября 2013 года пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов должны были стартовать в семи регионах России — Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. В остальных регионах соцнорма на электроэнергию вступит в силу с 1 июля 2014 года.

Но процесс обкатки затормозился. Пришлось переносить его на более поздний срок. Например, в Самарской области планировалось ввести социальную норму на электроэнергию с 1 января 2014 года. Но бывший председатель правительства региона Александр НЕФЕДОВ заявил: “Губерния не готова переходить на социальную норму. Письмо об этом было направлено губернатором Самарской области федеральным властям. Ответа мы пока не получили. С 1 января на социальную норму не переходим”. Тогда же он подчеркнул, что область перейдет на социальную норму со всей страной с 1 июля 2014 года, если на федеральном уровне не будет принято решение об отмене перехода. В этом случае в регионе вообще могут не ввести такую норму.

Теперь в Самарской области другой губернатор — Николай Меркушкин. Может быть, у него получится выполнить правительственное распоряжение в означенный срок.

Поясним, что по предварительным расчетам предполагалось, что соцнорма на электроэнергию в регионе составит 150 кВт.ч на человека в месяц, в домах с электроплитами — 240 кВт ч. На второго члена семьи прибавляется 50 кВт ч, на третьего и последующих — по 20.

А, в частности, во Владимирской области нормы иные. Там был установлен норматив льготного потребления электроэнергии 50 кВт ч в месяц на человека при стоимости 2,98 рубля. Все, что выше, идет по цене 3,76. В Забайкалье норма потребления 65 кВт ч в месяц при цене 2,04 рубля, а все, что выше, по цене 3,38 рубля.

Предварительные данные эксперимента показывают, что только 40 процентов жителей укладываются в установленные нормы, а большинство жителей превышают порог потребления.

В среднем по стране социальная норма составит примерно в 100 кВт ч в месяц. Из расчета на одну квартиру она будет едва покрывать потребности в освещении жилья обычными лампочками накаливания, работе одного телевизора и не слишком частом использовании пылесоса. О таких бытовых девайсах, как стиральная машина-автомат, микроволновая печь и электродуховка, как видно, придется забыть.

Зато нелишне вспомнить о том, что за последние 10 лет стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в России отнюдь не стояла на месте — она поднялась почти в 4 раза и вплотную приблизилась к общемировым ценам на электричество. По данным Института проблем естественных монополий, ежемесячный объем потребления электричества в России равняется 80 кВт ч на человека, по другим оценкам — до 120 кВт ч. Для сравнения: в год бытовое потребление электроэнергии в России составляет 935 кВт ч на человека, в Германии —1730, Великобритании — 1878, Франции — 486, Финляндии — 4261, США — 4587.

Но, как известно, в перечисленных странах гораздо выше и уровень доходов населения. Но, судя по поспешности принятия решения введении соцнорм, чиновники этот момент не учитывают.

Никто дотошно не подсчитал, какова экономическая и социальная результативность задуманных мероприятий. Не вызовет ли введение нормативов массового социального раздражения при исчезающем малом эффекте?

Аргументация примерно такова. В России тарифы на коммунальные услуги установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрестное субсидирование — это когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица — предприятия и организации) завышены. В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования и уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.

В 2013 году перекрестное субсидирование в пользу населения Минэнерго оценивает в 232 млрд рублей. По стратегии развития электросетевого комплекса в 2023 году планируется сократить его до минимума в 50 млрд руб. в текущих ценах.

Впрочем, есть мнение, что проблема перекрестного субсидирования не может быть решена только за счет дифференцированного тарифа. Так, на взгляд директора некоммерческого партнерства “Сообщество потребителей энергии” Василия КИСЕЛЕВА, более разумно оптимизировать инвестиционные и операционные расходы сетевых компаний (80% от перекрестного субсидирования. “Но реальных действий в этом направлении мало или совсем нет”, — говорит он. — Госдума, наоборот, пытается узаконить перекрестное субсидирование на примере законопроекта о “последней миле”.

По расчетам Минэкономразвития стоимость электроэнергии для населения в 2013—2015 годах останется на 17—20% ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019—2020 годам цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже. По мере перехода к экономике с доминирующей долей среднего класса перекрестное субсидирование сойдет на нет, уверяет замминистра Андрей КЛЕПАЧ. “Сейчас, — доказывает он, — средний класс — 20—26% населения, бедных — порядка 13%, богатых — 5—7%, а все остальное большинство — это малообеспеченные. К 2025 году половину населения будут представлять именно среднеобеспеченные слои. И в этих условиях субсидировать потребление тепла, электроэнергии, газа нет смысла”.Непонятно одно: на чем строится уверенность замминистра, что к 2025 году россияне разбогатеют? Чем это доказывается? Думается, все наоборот: рост тарифов вгонит их в еще большую нищету.

Не понимают этого и народные избранники — депутаты.

Не далее как 13 ноября 2013 года заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр СИДЯКИН в своем выступлении на пленарном заседании сказал следующее: “Понятие социальной нормы потребления есть в законе “Об электроэнергетике”. Это объем электрической энергии, который потребляется населением. И оно дифференцируется в зависимости от уровня потребления: если потребляешь ниже заявленного количества, то платишь по одному тарифу, если выше — то по другому.

Напомню, что с июля 2014 года предполагается повсеместное введение социальной нормы по всей стране. Вот какой парадокс возникает: стоимость энергоносителей для населения зачастую ниже себестоимости. Естественно, вся нагрузка перекладывается на промышленные предприятия, на экономический сектор. Это явление характеризуется понятием “перекрестное субсидирование”. Получается, что чем больше потребляешь энергии, тем больше льгот получаешь — льгот в виде того, что доплата за электроэнергию перекладывается на других потребителей.

Смысл введения социальной нормы — чтобы граждане платили справедливую цену. Это социальная функция государства. Тех, кто потребляет мало, надо поддерживать: они будут платить меньше определенного тарифа. Те, кто живет в больших домах и нерачительно потребляет электроэнергию, платят больше. Понятно, что некоторые субъекты Российской Федерации уже ликвидировали перекрестное субсидирование — это около 40 регионов. Это было сделано за счет того, что субъекты субсидируют этот процесс. Таким образом, даже при ликвидации перекрестного субсидирования в отдельных регионах эту функцию несет на себе государство. А должны нести те граждане, которые потребляют много электроэнергии.

Цель социальной нормы для государства — это реализация социальной функции, которая обеспечивает получение услуги, необходимой для жизнедеятельности по справедливой цене. Это также создает реальный механизм стимулирования потребителей к экономии. Не секрет, что мы потребляем больше, чем соседние страны. Для бизнеса это снижение нагрузки на промышленность. Это возможность модернизировать и развивать коммунальную инфраструктуру, понижать процент износа сетей.

Необходимо устанавливать социальную норму с учетом того, что существуют разные типы домохозяйств. Есть домохозяйства, в которых проживают одинокие люди, получающие только пенсию по старости или по инвалидности.

Начисление социальной нормы должно отличаться и от того, рассчитывается она на селе или в городе. Понятно, что и в регионах ситуация разная.

Мы будем принимать решение, поддерживать ли эксперимент по всей стране, только после того, как появятся результаты мониторинга, когда будет понятно, что эта норма действительно справедливо воспринимается людьми в регионах, когда 70% людей будут в нее укладываться”.

В том, что депутаты эксперимент поддержат, вряд ли стоит сомневаться. Ведь на фоне их зарплат повышение тарифов — что слону дробинка.

Т. МОСКВИТИНА

Категория: № 23, 2013 год | Добавил: Редакция (02.12.2013)
Просмотров: 794 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz