Вторник, 19.06.2018, 17:57
Меню сайта
Категории раздела
Статьи из разных номеров [4]
Скоро...
№ 11/12, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Социальная защита » Статьи из разных номеров

Электронная демократия, или чем бы народ ни тешился…

Опубликованно в журнале "Социальная защита" № 10, 2015 г.


Уже несколько лет, как жителям Москвы доверено участвовать в проведении еженедельных опросов по принятию некоторых решений в своем городе: построить что-то, дать название парку, преобразовать внешний облик улиц, повлиять на продвижение очереди. А власти, в свою очередь, выполняют волю большинства.


Называется это дело “Проект “Активный гражданин” (ПАГ). За ежедневное посещение мобильного приложения и сайта пользователю начисляется 3 балла, за приглашение друга по sms принять участие в проекте — 5 баллов, за публикацию в одной из соцсетей — в два раза больше и так далее. Потом набранные баллы суммируются и меняются на поощрения: вещи (футболки, толстовки, бутылки, обложки, зонты, чашки), билеты в парки, на каток, в музеи, театры. Главный принцип — участие, а не результаты голосований. В итоге все довольны.

Но это лишь на первый взгляд. Если, к примеру, не вникать, сколько денег уходит на эту придумку. Согласно открытым данным на портале “Электронная Москва” только на информационно-разъяснительное сопровождение было потрачено 30 миллионов рублей. Общий же бюджет за один год работы (если верить Medialeaks) составил около 185 миллионов. Есть еще несколько цифр. Сколько голосований проведено, сколько решений реализовано, какое количество москвичей (уже более одного миллиона) участвует в проекте...

Если их число продолжит расти (скорее всего, так и будет, потому что желание получить что-нибудь на халяву бессмертно), можно лишь догадываться, сколько сотен бюджетных миллионов рублей будет вбухано в реализацию непонятно чего. Ведь кто-то же должен обрабатывать весь массив обращений, поддерживать созданный интернет-ресурс, штамповать призовые футболки, раздавать их и т.д. и т.п.

Внимательно проштудировав темы, которые выносятся на обсуждение, и многочисленные отзывы людей, можно легко предположить, какой ответ будет дан: “Изложенная вами проблема не входит в компетенцию проекта. Рекомендуем обратиться туда-то”. Странно, если не сказать больше. Точечная застройка, которая запрещена, но все равно ведется; бездействие чиновников, которые не хотят признавать дом аварийным; начало очередного строительства торговых центров на территории парка и т.д. и т.п. Это разве не проблемы проекта? Но именно так устроители игры в электронную демократию отвечают на каждый неудобный для себя вопрос. Зато порассуждать, в какой цвет красить бордюры вдоль дороги, какой высоты должна быть трава на газонах во дворе жилого дома, сколько велопарковок и где их нужно устанавливать, украшать ли граффити в олимпийском стиле спортивные площадки района, — это пожалуйста, сколько угодно.

Есть еще и различные акции с приглашением. Например, посетить какую-нибудь лекцию и поделиться потом впечатлениями. Или строящуюся станцию метро (десять человек будут выбраны путем электронного голосования), чтобы высказать свои пожелания. Или поспешить в магазин поощрений, где выбросили ограниченное количество билетов на какое-нибудь спортивное мероприятие. Классно! Лучшей рекламы и самопиара за народные деньги придумать невозможно.

Будем справедливы, выносятся на обсуждение и темы более серьезные: о создании народных парков, о запрещении продажи алкоэнергетиков, о введении новых автобусных маршрутов. И даже острые: об ужесточении контроля за переводом жилых помещений в нежилой фонд, о необходимости проведения общего собрания жильцов, об оказании помощи нуждающимся, которые выбирают специальный счет для накопления средств на капитальный ремонт дома. Единственное, чего нет, это результатов. Ну что толку в обсуждениях того, как сократить очереди в поликлиниках, кто споет на главном выпускном страны или до каких величин снижать скорость движения автомобилей внутри Бульварного кольца? А обсуждения действительно наболевших проблем горожан — о платной парковке, бесконечных ремонтах дорог, реформе здравоохранения, закрытии школ — пользователям никто даже не предлагает.

Зато представителям столичных властей теперь стало очень удобно объяснять свои действия. По очередному перекладыванию на одном и том же месте тротуарной плитки, перемонтажу коридоров при входе почти на все станции метро и т.д. Мол, результаты онлайн-референдума в ПАГе показали: это жизненно необходимо. Поди проверь.

Да и зачем? Впечатление создается такое, что это никого не интересует. Главное — набрать нужное количество баллов для получения определенного приза и прийти за ним в указанное место и время. Такой вывод напрашивается, потому что не менее 80 процентов всех отзывов о проекте именно вокруг этого и крутится. Кому-то что-то недодали, или дали не того размера и низкого качества, или пообещали дать сегодня, а перенесли на неделю... И только единицы недоуменно вопрошают. А где прозрачность всего этого действа и как понять, что люди действительно проголосовали за это, а не за то? Ведь никто и нигде никакой дополнительной информации не представляет. Непонятно также, откуда берутся темы для обсуждения и почему предлагаются только определенные варианты ответов. К примеру, в вопросе, где установить памятник такому-то персонажу, в голосовании нет варианта “совсем не ставить”.

Очень похоже, что ответы на вопросы, вбрасываемые пользователям, либо с большой вероятностью совпадают с интересами властей, либо вариант их решения чиновников особо не беспокоит. Главное — создать иллюзию диалога власти с обществом, чтобы народ, высказавшись, ощутил свою причастность к жизни столичного мегаполиса и успокоился. Своеобразная отдушина для души. Не более.

Правда, есть в этом деле еще и некая оборотная сторона, над которой мало кто задумывается. В обмен на электронную демократию пользователю приходится делиться личными данными. При загрузке мобильное приложение запрашивает номер телефона, затем следует просьба представить демографические данные, место жительства, указать профили в соцсетях. Формально все добровольно: чем больше информации оставит о себе “активный гражданин”, тем больше баллов он получит. Если же рассматривать с юридической точки зрения, кто и как потом этими данными воспользуется — вопрос очень интересный.

Вообще именно юридическая сторона проекта самая сомнительная. При добровольном участии огромного количества людей и еще более огромном денежном вложении непонятно, кто и за что отвечает. Одни обсуждают (в обозначенных рамках) предлагаемые вопросы, получая за это свои три копейки, другие бесконечно выдумывают темы, отрабатывая наверняка свой очень недешевый, но очень халявный хлеб. А конечная цель какова? Зачем выбрасывать на ветер сотни миллионов рублей, когда одной фразой устроители ПАГа давно разъяснили смысл этой затеи: “Не все вопросы можно отдать на откуп москвичам, есть ряд сложных вопросов, в которых органы власти должны принимать управленческие решения самостоятельно”.

Николай ЗАХАРОВ

Категория: Статьи из разных номеров | Добавил: Редакция (13.07.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2018.  
Сайт управляется системой uCoz