Четверг, 23.11.2017, 01:10
Меню сайта
Категории раздела
№ 3, 2014 [3]
№ 2, 2014 [5]
№ 1, 2014 [7]
№ 9, 2013 [3]
№ 7, 2013 [5]
№ 6, 2013 [7]
№ 5, 2013 [4]
№ 4, 2013 [5]
№ 3, 2013 [5]
№ 2, 2013 [6]
№ 1, 2013 [3]
№ 12, 2012 [5]
№ 11, 2012 [4]
№ 10, 2012 [7]
№ 7, 2012 [3]
№ 6, 2012 [6]
№ 5, 2012 [8]
№ 3, 2012 [6]
№ 2, 2012 [10]
№ 7, 2011 [7]
№ 4, 2011 [9]
Статьи разных лет [0]
Скоро...
№ 11/12, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Социальная защита » № 2, 2014

С новым МРОТом!

С 1 января 2014 года минимальная зарплата в России выросла до 5554 рублей. Решение об увеличении было принято Госдумой 22 октября минувшего года. Предыдущий размер минимальной оплаты труда (МРОТ) составлял 5205 рублей в месяц. Таким образом, минимальная зарплата выросла на 6,7%.


В самом решении нет ничего революционного. Госдума лишь узаконила очередной шаг по реализации долгосрочного плана Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, который, в частности, предусматривает поэтапное приближение размера МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Кстати, это требование уже заложено в Трудовом Кодексе Российской Федерации, достаточно прочесть статью 133.

Но для людей, которые уже не относятся к трудоспособным (или приближаются к этому возрасту) важна и другая корреляция: прожиточного минимума к пенсии. “Средняя пенсия к прожиточному минимуму пенсионера к 2030 году — мы рассчитываем те показатели, которые заложены в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы — это два с половиной, а может быть и чуть больше прожиточного минимума пенсионера”, — заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, комментируя результаты принятого решения.

Итак, что можно ожидать от реализации плана “Достойный труд, справедливая заработная плата”? Предполагается использовать интересный способ. Поскольку Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рыночных реалиях не может приказать владельцам магазинов или президентам компаний увеличить зарплату своим работникам, исполнить план поможет рост доходов сотрудников социальной сферы: в этой части у ведомства полномочия как раз есть. Сейчас заработная плата социальных работников вдвое меньше средней по региону (а именно лишь 47,5%) — люди, которые работают в системе соцобеспечения, сами, мягко говоря, обеспечены не очень. Предполагается, что в 2014 году их зарплата достигнет 58%, в 2015-м — 68,5%, в 2016-м — 79%, в 2017-м — 89,5%, а к 2018 году сравняется со средней по региону. Учитывая, что число работников государственных и муниципальных учреждений, занятых в социальной сфере, приближается к 10% всех рабочих мест в стране, повышение зарплаты им положительно скажется на исполнении средней реальной оплаты труда в целом.

Параллельно Минтруд планирует провести программу переподготовки и повышения квалификации своих работников. А для того чтобы деньги, выделяемые на повышение зарплаты работников, не шли исключительно на увеличение цифр в бухгалтерской ведомости напротив фамилий начальников, с января 2013 года заработная плата руководителей федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений ограничена 8-кратной средней зарплатой работников учреждений. Соответствующее постановление принято правительством еще в сентябре 2012 года.

К какому же прожиточному минимуму будет двигаться минимальная заработная плата? По предварительной оценке Минэкономразвития, в 2013 году он составит 7911 рублей в месяц. Но это величина непостоянная. Зависит она от динамики цен на продукты, образующие так называемую потребительскую корзину.

Сегодня в России действует состав и объем продовольственной корзины, установленный федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”.

Структура корзины состоит из трех частей: продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.

По сути, рассчитывается стоимость только одной части — продуктов питания. Существует годовой рацион для каждой группы (см. таблицу), стоимость которого рассчитывает Росстат. Добавление непродовольственной части в потребительскую корзину производится нехитрым арифметическим действием: прибавлением половины стоимости продуктовой части. Так же поступают с услугами. Таким образом, считается, что среднестатический житель России должен тратить половину дохода на продукты и по четверти — на услуги и на вещи. Для категории “трудоспособное население” выделяется еще одна группа расходов — обязательные сборы и платежи (имеются в виду налоги, которые пенсионеры и дети не платят). Разумеется, общая стоимость делится на 12 месяцев. Потребительская корзина должна пересчитываться не реже одного раза в пять лет.

Однако, понятно что федеральное правительство устанавливает лишь “среднюю температуру по больнице”. Регионы рассчитыват собственный прожиточный минимум (на базе той же потребительской корзины, но учитывая местные цены). В частности, в Москве в октябре 2013 года прожиточный минимум был зафиксирован для трудоспособного населения на уровне 15125,13 рубля, для пенсионеров —– 9929,49 рубля, для детей — 12636,07 рубля. Цифры, как видим, отличаются от общефедеральных практически в два раза.

Методика определения стоимости потребительской корзины (и ее состав) и прожиточного минимума неоднократно подвергались критике. Набор аргументов широк: от почти шутливых (“они ходят в какие-то другие магазины”, “зачем мне 210 яиц в год”) до вполне серьезных (“где в вашей корзине учитывается стоимость сотовой связи и услуг по предоставлению интернет-доступа?”). Тем не менее она пока такая, какая есть, и другой не придумано. И именно этот показатель учитывается при определении статуса граждан и выплаты им пособий. Определенным аргументом “от противного” в ответ на обвинение в несерьезности цифр и занижение правительством реальной стоимости жизни служит то обстоятельство, что и с такой якобы заниженной стоимостью обитания в России справляются не все. По данным Росстата, во втором квартале 2013 года 12,1% населения страны имело доходы ниже этой черты; больше, чем каждый десятый. Напомним, что прожиточный минимум — это вполне официальная граница бедности.

Петр ФАДЕЕВ

Категория: № 2, 2014 | Добавил: Редакция (10.02.2014)
Просмотров: 636 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz