Вторник, 26.09.2017, 01:17
Меню сайта
Категории раздела
№ 3, 2014 [3]
№ 2, 2014 [5]
№ 1, 2014 [7]
№ 9, 2013 [3]
№ 7, 2013 [5]
№ 6, 2013 [7]
№ 5, 2013 [4]
№ 4, 2013 [5]
№ 3, 2013 [5]
№ 2, 2013 [6]
№ 1, 2013 [3]
№ 12, 2012 [5]
№ 11, 2012 [4]
№ 10, 2012 [7]
№ 7, 2012 [3]
№ 6, 2012 [6]
№ 5, 2012 [8]
№ 3, 2012 [6]
№ 2, 2012 [10]
№ 7, 2011 [7]
№ 4, 2011 [9]
Статьи разных лет [0]
Скоро...
№ 9/10, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Социальная защита » № 1, 2014

Законодательные маневры

Судьба пенсионных накоплений уже несколько месяцев будоражит россиян. Во-первых, потому что 27 млн наших сограждан, которые перевели эти средства в НПФ и управляющие компании, лучше других разбираются в пенсионных преобразованиях. Во-вторых, на накопительных счетах находится огромная сумма. Как предполагается, только в нынешнем году работодатели отчислят туда свыше 240 млрд рублей. И наконец, еще одна причина, возбудившая повышенный интерес общества к этой теме, — неожиданная смена правил формирования этой части пенсии. А ведь, казалось, все уже было определено. В Федеральном законе от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ сформулировали все предстоящие изменения. Но недолго музыка играла…


Страховой маневр

Осенью 2012 года родился термин “страховой маневр”, который предполагал перераспределение с 1 января 2014 года тарифа страхового взноса, отчисляемого в накопительную часть пенсии. Появилась формула: 6% : 2%. Предполагало это соотношение следующее.

Если граждане 1967 года рождения или моложе, а именно они имеют право на накопительную часть пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, передали свои средства в управление НПФ, частным управляющим компаниям или государственной, то по умолчанию страховой тариф остается для них равным 6%.

А вот для “молчунов”, которые никаких заявлений в ПФР относительно накопительной пенсии не подавали, или для граждан, пожелавших усилить страховую составляющую своей пенсии, в накопительную часть стали бы поступать 2%-ные перечисления от работодателей.

Однако право выбора страхового тарифа ограничивалось по вышеназванному закону только 2013 годом. Этот пункт вызывал решительный протест у экспертов — слишком мал срок, люди не успеют разобраться в происходящем. И срок продлили. Но последовали и другие метаморфозы.


Ушли в “ноль”

Госдума одобрила поправки, внесенные Правительством РФ в пенсионное законодательство в октябре прошлого года, которые касаются права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения. Говоря иначе, утвердила, сколько процентов от зарплаты люди направляют в накопительную часть, а сколько — в распределительную. Пенсионный маневр продлен на целых два года — до 31 декабря 2015 года.

Однако и правила выбора теперь более жесткие. Варианта по-прежнему два, но они, как говорится, предложены по принципу “или пан или пропал”. До 31 декабря 2015 года застрахованным лицам нужно определиться с накопительной частью своей пенсии, а именно: направлять ли 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо отказаться от ее финансирования вовсе — тогда все взносы пойдут в страховую часть. Ни о каких 2% и речи теперь не идет. Никаких половинчатых, или, точнее, третичных решений. Только 6% или 0%. Все или ничего.

Ну а как быть колеблющимся гражданам, которые все еще не знают, нужна ли им накопительная составляющая? Пока человек не сделал выбора своего пенсионного обеспечения, 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов пойдут в страховую пенсию. Так что приоритеты определены очень четко.

Правительство наше, а вслед за ним и Госдума, накопительную пенсию не любит настолько, что право ее выбора продлило на два года, а вот возможность обратного перехода временем не ограничило. То есть пожелай застрахованный гражданин отказаться от финансирования накопительной составляющей пенсии, то вернуть 6% в страховую часть он может в любой момент, хоть через два года, хоть через пять лет.

Исключение при выборе тарифа в пользу накоплений сделано только для молодых людей, которые приступят к трудовой деятельности после 1 января 2014 года, и следовательно, работодатель начнет уплачивать за них страховые взносы в этом году или позднее: они смогут сделать свой выбор в течение пяти лет. А до принятия ими окончательного решения 6% тарифа пойдут в страховую часть. Так что приоритет страховой, или, как ее еще называют, солидарной пенсии, налицо.


“Замороженные” НПФ

Но это еще не все изменения, которые произойдут с накопительной пенсией в нынешнем году. И даже, скорее всего, не самые главные ее трансформации. Законом предусматривается положение, в соответствии с которым 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части Пенсионный фонд РФ будет направлять в НПФ или управляющие компании, выбранные гражданами, только при условии, если эти организации соответствуют новым требованиям, предъявляемым к ним.

Сказано несколько витиевато. Поэтому давайте разбираться поэтапно. Во-первых, негосударственные пенсионные фонды должны изменить свою организационно-правовую форму. Сегодня это некоммерческие организации. Им предстоит превратиться в акционерные общества.

Во-вторых, НПФ должны быть включены в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Управляющие компании хотя и не реорганизуются столь кардинально, но также должны соответствовать дополнительным требованиям Центробанка РФ.

Что же касается “преображенных” НПФ, то прежде всего они должны иметь лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. А также заключение Банка России о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Фонды, отказавшиеся от участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц или получившие отрицательное заключение Банка России, обязаны прекратить договоры с застрахованными лицами и передать накопления в Пенсионный фонд РФ.

Управление фондом гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с новым законом возлагается на Агентство по страхованию вкладов, которое планируется также наделить функциями по ликвидации обанкротившихся негосударственных пенсионных фондов, занимающихся обязательным пенсионным страхованием.

Такие перемены не могут быть одномоментными. И об этом законодатели позаботились. Процесс смены формы собственности — правда, это оговорено в другом законе — должен закончиться к 2016 году. Кто-то, конечно, подсуетится и быстро выправит нужные бумаги, но далеко не всем это удастся.


Все для него…

Отсюда невольно напрашивается вопрос: а как же средства застрахованных граждан? С ними-то что будет в это время? Ведь отчисления в накопительную пенсию никто не отменил, они идут от работодателей, правда, не в обязательном порядке, как раньше, а по волеизъявлению самих застрахованных лиц.

Новый закон отвечает на этот вопрос так. Если НПФ или управляющая компания не соответствует новым требованиям, то все 6% тарифа страхового взноса граждан направляются на финансирование страховой части пенсии. Конечно, не просто передали — и забыли. Сумма взносов должна быть зафиксирована на индивидуальном лицевом счете, а расчетный пенсионный капитал проиндексирован. И сделать такую рокировку, как предписывает закон, можно только в 2014 году. Но ведь смена формы собственности НПФ, как мы только что говорили, возможна и в 2015-м. Так что окончательный ответ повисает в воздухе. К тому же, если передача накопительных средств пройдет незаметно и тихо, почему бы такой “страховой маневр” и не повторить? Для пенсионного бюджета очень даже выгодно.

Но и это еще не все. Поскольку НПФ и управляющие компании временно выведены с пенсионного поля, то кто-то должен накопленными средствами заниматься. Ответ в новом законе есть и на этот вопрос: предусматриваются переходные положения для обеспечения сохранности пенсионных накоплений в 2014 году. Происходить же будет вот что: Пенсионный фонд РФ станет сам инвестировать страховые взносы на накопительную часть пенсии, а заодно и дополнительные страховые взносы по программе софинансирования и взносы работодателей в пользу застрахованных, поступившие в ПФР в 2013 году, но не переданные в доверительное управление управляющим компаниям и НПФ.

Также сам фонд распорядится такой мелочью, как чистый финансовый результат, который получен от временного размещения упомянутых уже средств, и еще той частью материнского капитала, которая направлена на накопительную часть пенсии…

И еще Пенсионный фонд РФ будет инвестировать дополнительные страховые взносы на накопительную часть и взносы работодателей в пользу застрахованного лица, поступившие в 2014 году…

Словом, все только для него, для Пенсионного фонда РФ. И все он сможет: и собрать, и учесть, и проинвестировать, и доход поделить. То старались полторы сотни организаций, а теперь — один фонд. И они не все справились — у десяти НПФ лицензию в этом году отозвали, с 17 управляющими компаниями не продлили договоры по размещению средств обязательного пенсионного страхования на 2014 год… И только ПФР все сможет сделать безупречно. Не доверили эти средства ни Внешэкономбанку — государственной управляющей компании, ни Центробанку РФ, хотя такие идеи и бродили в правительственных кругах. Неспроста, надо полагать…


Подмена

И еще в соответствии с новым законом ПФР создаст резерв для устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными. Странно, что об этом только теперь и озаботились, хотя о нестабильности фонда говорят с 2008 года. Предполагается, что в резерв пойдут страховые взносы, у которых не оказалось “хозяев”. Помимо этого в него будут зачисляться суммы пеней, штрафов и финансовых санкций, которые выплачивают нерадивые работодатели.

Такая “заначка” — дело, конечно, нужное, но денег в ней много не будет, во всяком случае, будет несравнимо меньше, чем перечислят работодатели в накопительную часть пенсии, которая собственно таковой уже перестает быть. Эксперты считают ее отмену в 2014 году делом весьма рискованным. Если один раз деньги ушли государству, то “маневр” можно и повторить…

Словом, получился совсем не тот закон, о котором говорили первоначально и по которому каждый гражданин должен был выбрать между накопительной и распределительной частями пенсии. Произошла подмена одних положений другими: началась неожиданная и стремительная реформа по передаче пенсионных накоплений в распределительную систему. Пока только за 2014 год. Но поправки можно вносить и вносить, как собственно сейчас и происходит.

Татьяна МИХАЙЛОВА

Категория: № 1, 2014 | Добавил: Редакция (22.01.2014)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz