Вторник, 26.09.2017, 22:56
Меню сайта
Категории раздела
№ 3, 2014 [3]
№ 2, 2014 [5]
№ 1, 2014 [7]
№ 9, 2013 [3]
№ 7, 2013 [5]
№ 6, 2013 [7]
№ 5, 2013 [4]
№ 4, 2013 [5]
№ 3, 2013 [5]
№ 2, 2013 [6]
№ 1, 2013 [3]
№ 12, 2012 [5]
№ 11, 2012 [4]
№ 10, 2012 [7]
№ 7, 2012 [3]
№ 6, 2012 [6]
№ 5, 2012 [8]
№ 3, 2012 [6]
№ 2, 2012 [10]
№ 7, 2011 [7]
№ 4, 2011 [9]
Статьи разных лет [0]
Скоро...
№ 9/10, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Социальная защита » № 1, 2014

Галина из “Олеси”

“Олеся” — это Новосибирский центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Его уникальность заключается в том, что сюда может обратиться родитель, чей ребенок в возрасте до 18 лет имеет любые отклонения в развитии: физические, психические, интеллектуальные, речевые. А также если все эти отклонения имеются в комплексе. Галина — она же Галина Александровна Стеклянкина — работает здесь учителем-логопедом. Скромный педагог из малоизвестного в стране центра два последних года входит в тройку призеров на Всероссийском конкурсе работников учреждения социального обслуживания.


В 2012 году она стала третьей в своей номинации, в прошлом — поднялась на одну ступеньку выше.

— Ничего необычного я не сделала, — начала наш разговор Галина Александровна, — ученой степени у меня нет, есть лишь практические результаты работы, которые я представляла на конкурс. Сначала расписала, как должна проходить диагностика. Считаю это важнейшим этапом, поскольку педагогу моего профиля нужно четко определиться, какие задачи ставить на курс реабилитации и как в дальнейшем выстраивать работу с ребенком. Это важно еще и потому, что курс составляет всего два месяца. И хотя на следующий год его можно повторить, драгоценное время упускать нельзя.

Приступив к работе, нельзя забывать о принципе концентричности. Это значит, что любой малейший успех нужно не только заметить, но и постараться его развить. Для ребенка с проблемами любая положительная динамика чрезвычайно важна. Для некоторых даже просто научиться смотреть в глаза взрослому, начать с ним взаимодействовать, общаться так же важно, как для здорового ребенка, например, научиться читать. И зачастую физических и умственных сил он затрачивает на это не меньше. Задача же педагога заключается в создании для ребенка комфортных условий, чтобы мотивировать его к совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик и поддержать возникший контакт. Это основа коррекционного процесса.

— И вы все это описали в своей работе?

— Участие в конкурсе именно это и предполагает. Ты отправляешь свою работу в письменном или электронном виде с обязательным сопровождением фото- или видеоматериалами. Работа изучается членами жюри, после чего определяются победители. Специально ехать куда-то, что-то рассказывать и показывать не нужно.

— Вы уже дважды отмечались на российском уровне как лучший логопед. А что дальше? Может быть, хотите защитить диссертацию, написать учебник, чтобы им смогли воспользоваться ваши коллеги в других уголках страны?

— Работая с детьми, нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно обязательно идти дальше, учиться самой и постоянно совершенствовать свои методики работы. Нельзя все время пользоваться одними и теми же методами, какими бы хорошими они ни были и какие бы положительные результаты ни демонстрировали. Логопедия — достаточно непростая наука, сочетающая в себе элементы педагогики, медицины и многих социальных аспектов. Отовсюду в нее можно привнести что-то полезное, поэтому она не стоит на месте, и всегда есть над чем работать.

Несмотря на то что я практик, к написанию любой статьи, даже если ее не будут читать другие специалисты, подхожу с той точки зрения, что она помогает еще раз прожить свой опыт. Когда пишешь, осмысливаешь каждое слово и систематизируешь сделанное. Становится понятнее, что нужно сделать в следующий раз, из какой области и какие упражнения добавить, чтобы результат получился лучше. Написания диссертации в планах пока нет: я вполне удовлетворена своей профессиональной востребованностью. Есть просто желание приносить пользу. Чтобы ребенок, который ко мне пришел, смог получить то, в чем нуждается. Моя задача помочь ему если не научиться говорить, то хотя бы пользоваться речью. Понимать ее, самому издавать отдельные звуки… Когда это происходит с ребенком, который много лет не говорил ничего, для педагога это очень важно.

— У вас есть свои дети?

— Двое…

— Скажите, та деятельность, которой вы занимаетесь повседневно в центре, требует каких-то дополнительных материальных вложений?

— Материальные вложения нужны всегда. В частности, на инновационные технологии и пособия, которые используются в работе. Появляется что-то новое, но центр не всегда может позволить себе это приобрести. Тебе же, если ты хочешь добиваться результатов, необходимо стремиться к освоению нового. К сожалению, наш центр очень небольшой. У нас мало групп, один кабинет, в котором работают два специалиста, и мы просто физически не в состоянии оказать в полном объеме всю ту помощь, которую действительно можно было бы оказать, имея другие условия для работы.

— Может быть, дадите один из практических советов для ваших коллег, читающих наш журнал?

— Могу привести лишь пример из практики. Занимаясь с неговорящей пятилетней девочкой (с интеллектуальной недостаточностью, в сочетании с грубым неврологическим нарушением артикуляционной моторики), я видела, насколько необходимо для нее было самостоятельно выполнять специальные артикуляционные упражнения. Но у нее уже выработалась стойкая негативная реакция к подобным упражнениям, потому что это было и трудно, и больно, и тяжело…

Поскольку она любила лепить из пластилина, я решила пойти по этому пути. Мы лепили с ней разные фигурки, предметы и все их обыгрывали. Если это был заборчик, она должна была показать зубки: они стоят также ровно, как заборчик; если блинчик — клала язычок, чтобы он лежал так же ровненько, как блинчик и т.д. Благодаря такой мотивации ребенок соглашался работать. Лепка из пластилина была очень желанной, а совместная со взрослым человеком игра стала ей интересна, что позволило начать выполнять трудные, но необходимые упражнения. Они укрепляли ее мышцы и постепенно делали движения более произвольными. Сейчас Кате 10 лет, она научилась произносить слоги, у нее есть запас отдельных слов. Но главное — она общается с другими людьми, используя собственную речь.

Виктор СИРЫК

Категория: № 1, 2014 | Добавил: Редакция (22.01.2014)
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz