Пятница, 24.11.2017, 23:23
Меню сайта
Категории раздела
Подписка [2]
Скоро...
№ 11/12, 2017 года

Дайджест журнала
Мы в соцсетях

Главная » Статьи » Подписка » Подписка

Закон призвал работодателей
До 1 января 2015 года наши граждане самостоятельно обращались с заявлениями об установлении пенсии в ПФР. Именно так определял эту процедуру предыдущий пенсионный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Работодатели оформлением пенсии не занимались. Но с прошлого года в этом порядке произошли изменения: теперь в соответствии с новым законодательством предприятия не должны оставаться в стороне от пенсионного будущего своих работников.


Сотрудничество с Пенсионным фондом
Конечно, человек может самостоятельно оформить уход на заслуженный отдых. Такой порядок Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не отменил, но сделал к нему добавление, которое упрощает гражданам эту процедуру.

Сегодня обращаться за установлением страховой пенсии (а также ее выплатой и доставкой) может как сам работник, так и его работодатель. Однако начнет он действовать лишь с письменного согласия застрахованного лица, состоящего с данным работодателем в трудовых отношениях (ч. 3 ст. 21 названного Закона).

Кстати, еще одно изменение внесено с 1 января 2015 года в Трудовой кодекс РФ (ст. 62). Организация теперь обязана выдать работнику оригинал трудовой книжки по его заявлению. При этом максимум через три рабочих дня после представления трудовой книжки в территориальный орган ПФР работник обязан вернуть ее работодателю.

До прошлого года выдавать трудовую книжку на руки не разрешалось, а ПФР требовал именно оригинал. Такой порядок создавал ряд неудобств. Например, в случае потери трудовой книжки ответственность за ее утрату нес работодатель. Сейчас эта правовая коллизия разрешена.

В случае подачи заявления представителем работодателя (что чаще всего и происходит на практике) им должны быть представлены в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени руководителя организации, то есть доверенность, либо копия приказа о возложении соответствующих полномочий, либо копия должностной инструкции. Но этого не понадобится, если предприятие общается с Пенсионным фондом через электронные каналы связи, о чем мы еще расскажем.

Взаимодействие органов соцобеспечения и работодателей по оформлению пенсий уже действовало ранее, еще в советские времена. И в наше время для такого сотрудничества имеются все основания, что напрямую связано, кроме того, и с электронным документооборотом между предприятиями и ПФР.


Электронный документооборот
Многие организации заключили с Пенсионным фондом РФ соглашения об электронном взаимодействии. В этом случае работодатель, имеющий в своем штате потенциальных пенсионеров, представляет в ПФР сканированные версии их документов в электронном виде. Это значительно упрощает процедуру предоставления бумаг для назначения пенсии. Для предприятия при таком взаимодействии важно, что его работник не отрывается от своих прямых обязанностей, чтобы побывать в ПФР.

Таким образом, работодатель-страхователь является партнером ПФР при установлении пенсии своим работникам. А представлять документы для правовой оценки, обработки и формирования макета электронного выплатного дела он должен по защищенным каналам связи. Ничего нового при этом создавать не требуется. Необходимая система уже работает и применяется работодателями для передачи в Пенсионный фонд РФ отчетности по страховым взносам и индивидуальному учету работающих у них лиц.

Напомним, что на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения нужно предоставлять, если в организации трудится 25 и более человек. Как сказано в пункте 2 статьи 6 этого Закона, "страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации".

Если в организации работает меньшее число сотрудников, то сведения на них также могут быть направлены по электронным каналам связи. Такая редакция этого пункта Закона № 27-ФЗ введена в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ.

Таким же образом представляются сведения и на застрахованных граждан при оформлении пенсии.


Еще о взаимодействии
Организация работы по передаче документов для оформления пенсии между работодателем и территориальным органом ПФР ведется после заключения соответствующего соглашения (оно может быть и дополнением к уже действующему соглашению по обмену электронной документации при предоставлении данных персонифицированного учета и расчетов страховых взносов на пенсионное страхование). Также должен быть согласован порядок (регламент) для электронного информационного взаимодействия.

Работодатель может передавать не только документы, которые предъявляются гражданином при заключении трудового договора, — паспорт, свидетельство пенсионного страхования, трудовая книжка, но и другие, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии. Например, свидетельство о браке или о рождении ребенка. Документация представляется в соответствии со списком сотрудников, которые должны выйти на пенсию в течение года.

ПФР рекомендует оформлять необходимые для назначения пенсии электронные документы на каждое застрахованное лицо. То есть по каждому сотруднику формируется отдельный пакет документов. Документы должны быть отсканированы в цвете с расширением в 300 dpi. К каждому пакету прилагается реестр направляемых документов. Каждый документ заверяется электронной подписью.

Работодатель может заблаговременно предоставлять также списки работников, которые должны выйти на пенсию, перечень рабочих мест, должностей и профессий, занятость в которых дает гражданам право выйти на досрочную пенсию. ПФР направит работодателю расписку о получении документов и известит, если чего-либо не хватает.

Безусловно, электронное взаимодействие с ПФР экономит время как работодателя, так и работника, значительно упрощает сдачу отчетности и оформление пенсии.

Татьяна СОЛОВЬЕВА




Разъяснения от работодателя
Работодатели должны быть ближе к пенсионным проблемам. Во-первых, потому что страховые взносы из фонда оплаты труда направляют в ПФР именно работодатели. Во-вторых, люди очень плохо осведомлены о том, как работает пенсионная система, что в свою очередь приводит к нарушению их пенсионных прав. Эти два фактора обусловили законодательную инициативу: вменить всем российским работодателям в обязательном порядке информировать новых сотрудников о возможных вариантах пенсионного обеспечения и правопреемстве пенсионных накоплений. Соответствующие дополнения предполагается внести в статью 68 Трудового кодекса РФ "Оформление приема на работу". Вновь принятому на работу человеку должны будут рассказать о формировании пенсионных накоплений, о возможности выбора между страховой пенсией или одновременным получением накопительной и страховой, о размерах страховых взносов и других нюансах пенсионной системы.

И тут работодателям, кадровикам и профсоюзам на помощь придут:

Журнал "Пенсионное обеспечение",
который выходит вкладкой в журнал "Социальная защита"

Индексы подписки: 71090, 72438 ("Роспечать")


Газета "Ваше право. Юридическая газета"

Индексы подписки: 50017, 50032 ("Роспечать")


Категория: Подписка | Добавил: Редакция (20.01.2017)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright ООО Редакционно-издательский центр "Ваше право" © 2017.  
Сайт управляется системой uCoz